Переход на альтернативные котельные
На законодательном уровне принят пакет документов о новом методе, по которым российским городам предлагается рассчитывать тарифы на тепло. Его неофициально называют «альтернативной котельной» (или АК). Строительство теплоснабжающих объектов законами не предусмотрено, хотя возможно.
Что такое альтернативная котельная
Новый принцип регулирования тарифов предусматривает, что вопросом будут заниматься местные органы власти. Цена будет рассчитываться исходя из того, что выгоднее: построить новый теплогенерирующий объект или продолжать пользоваться услугами существующего.
Теплоснабжающая отрасль испытывает хронический дефицит финансирования. Минэнерго считает, что требуется 2,5 трлн руб. против ежегодных 250 млрд. Инфраструктура устарела, физически изношено оборудование. Для модернизации или строительства новых объектов требуются инвесторы. Они придут, если получат государственные гарантии на возврат средств и прибыль в будущем.
Этим целям служат федеральные законы и Постановления Министерства энергетики о переходе на «альткотельные». Даже если инвестор по каким-то причинам откажется от поставок тепла в будущем, модернизированный или новый объект теплоснабжения, его инфраструктура навсегда останутся в городе и будут служить людям.
Интересуются проектом АК немногие энергокомпании. Они стремятся вложить инвестиции в теплоснабжение - «альткотельная» предоставляет шансы окупить финансирование. При отсутствии подобных намерений проект организациям неинтересен. В договоре о переходе на новую модель теплоснабжения предусмотрены четкие сроки инвестирования, а их срыв грозит санкциями.
Трудно найти город без проблем с поставками тепла. Инфраструктуры изношены, везде необходимы финансы. Более ранняя модернизация потребует меньше затрат, что отразится на замедленном росте тарифов в дальнейшем.
Сегодня, кроме «альтернативной котельной», для инвесторов нет других гарантий, что вложения окупятся. Концессии лишь частично гарантируют окупаемость - тарифы могут пересмотреть в любое время. Поэтому такой вариант инвестирования не позволяет точно прогнозировать возврат вложенных средств.
Новая модель позволит повысить качество теплоснабжения. Она дает возможность прогнозировать деятельность вперед. Вместо решения локальных проблем, которые дают временный эффект, предусматривается работа над стратегическими вопросами.
Законодательные инициативы
Пути реформирования теплоснабжающей отрасли экономики изложены в ряде документов, среди которых:
- «Энергетическая стратегия России до 2030 г.» (2010 г.).
- Федеральный закон «О теплоснабжении». Законопроект утвержден Госдумой 09.07.2010 г.
- ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» (2018 г.). Также приняты соответствующие законодательные акты в регионах.
В соответствии с законодательством на местах разрабатывают схемы теплоснабжения. После принятия закона «О теплоснабжении» обеспечение населения теплом стало органичной частью экономики страны. Проблемы остаются, но отрасль приобрела права, равные с угольной, электроэнергетической промышленностью.
На теплоснабжение стали смотреть не только как на проблемную отрасль, но и на способную в будущем принести доходы. За короткое время появилась необходимость внести некоторые коррективы в законодательную базу, касающуюся АК. Идет обсуждение вопроса среди специалистов, подготовлен законопроект «Энергетическая стратегия России на период до 2035 г.».
Министерство энергетики также активно работает в этом направлении. По его инициативе предложено создать единые теплоснабжающие организации (ЕТО) на базе крупных теплогенерирующих организаций. Они должны работать по принципам «альткотельной». Контроль за деятельностью ЕТО предусмотрено усилить. Этим поручено заниматься антимонопольной службе и местным властям
Предусмотрены наказания ЕТО:
- административные - за нарушения правил инвестирования;
- штрафы - за злоупотребление монополией на рынке;
- лишение статуса ЕТО - за постоянные нарушения антимонопольных законов.
Разработаны правила перехода города на АК. Инвестор подает органу местной власти свою программу, в которой указаны пути решения проблем с теплоснабжением.
При положительном решении готовятся документы, среди которых наиболее важные касаются:
- тарифов на теплоснабжение;
- последствий для местного бюджета;
- эффективности от перехода на АК.
Дальше идут регламентные процедуры, необходимые для заключения окончательного соглашения.
Разница нынешних расчетов и тарифов для "альткотельной"
Теперешние тарифы формируются по методу «Затраты +». Теплопоставщик предоставляет сведения о сумме своих затрат. Их делят на количество выработанного тепла, добавляют проценты для получения прибыли.
Самые неэффективные организации с каждым годом получают все больше средств. Нет смысла заниматься модернизацией, деньги тратятся на ликвидацию аварий, локальные ремонты. Население и власть компенсируют потраченное, еще и будет прибыль. Тарифы у твердотопливных и газовых котельных намного выше, чем у ТЭЦ на электрической энергии.
В СМИ много известий об «альтернативных котельных». Специалисты особое внимание уделяют формированию тарифов по новой методике. Единого мнения о стоимости нет.
Законодательство об АТ предусматривает единую цену на тепло для всех производителей. Тариф устанавливается 1 раз, в последующем он увеличивается на уровень инфляции. Если тарифы не компенсируют затраты, нет прибыли, для ЕТО есть 2 пути: повысить эффективность или уйти с рынка. Полученные от внедрения новшеств средства разрешается использовать для инвестиций.
Существующая сегодня схема тарифообразования предусматривает ежегодный пересмотр цен. По методу АТ цены устанавливают на много лет вперед и не меняют.
Регулировать тарифы будет местная власть, которая устанавливает для потребителей максимально допустимую цену. Она доводится до ЕТО, которые не могут продавать тепло дороже. Насколько большие ожидаются изменения, сказать трудно - зависит от условий в каждом населенном пункте. В некоторых регионах тарифы могут увеличиться, там, где они выше предельного уровня, их заморозят.
В Минэнерго подсчитали, что после перехода на АТ цены на тепло отразятся на потребителях таким образом:
- для 20% они останутся прежними;
- 40% почувствуют рост на уровне инфляции + максимум 2%;
- для 37% дополнительно к инфляции еще 5%;
- для 3% тарифы вырастут на 10%.
На сайте Минэнерго есть калькулятор, доступный для всех. Его каждый может использовать для расчета тарифов на тепло при переходе региона на АК.
Если местная власть решила перейти на режим «альткотельной», населенный пункт переносится в ценовую зону теплоснабжения, предусматривающую предельные тарифы.
Чтобы войти в ценовую зону, муниципалитет должен:
- утвердить схему теплоснабжения;
- совместно с ЕТО обратиться к правительству о необходимости создания ценовой зоны;
- получить одобрение губернатора по этому вопросу.
Предусмотрена возможность продавать тепло по цене ниже предельной. Между снабженцем и местной властью в таких случаях подписывается соглашение о понижающем коэффициенте.
Если установленный предельный уровень выше существующего тарифа, резкого скачка цен не будет. Их повысят постепенно на протяжении 5-10 лет согласно графику, утвержденному губернатором. При его разработке учитывается инфляция с небольшой процентной надбавкой.
До выхода на максимальные цены будет применяться понижающий коэффициент. После этого рост тарифов возможен только до уровня инфляции и не больше. Если ресурсоснабжающая организация предъявит счета с более высокими тарифами, она лишится статуса ЕТО.